Колизей

.
Колизей

Колизей

Трудно поверить, но визитная карточка Рима – римский Колизей – первоначально строилась отнюдь не ради увеселения правителей и горожан, а совершенно для другой цели. Да и название у будущей архитектурной знаменитости было другое – амфитеатр Флавиев, правда оно так и не прижилось.

 

Предыстория же такова. Изначально, на месте Колизея находился лебединый пруд – украшение Золотого дворца Нерона. Неизвестно, сколько еще просуществовал бы этот водоем, если бы не император Веспасиан, решивший стереть из памяти народа имя Нерона.

В результате, спустя пять лет после озарения императора на месте пруда был построен огромный амфитеатр, рассчитанный на 70-80 тысяч зрителей. Окончание строительства датируется 80 годом до н.э.

Не менее широкомасштабным было и открытие арены. Оно продолжалось 100 дней в режиме «нон-стоп». Гладиаторские бои сменялись звериными игрищами, в ходе которых пролилось немало крови, и переходили в морские бои, для чего приходилось заливать арену огромным количеством воды. Народ неистовствовал и славил правителя, по чьей воле воздвигли сие сооружение.

Несмотря на все старания Веспасиана, Нерон так и не был забыт римским народом, и название Колизей произошло не от размеров самой арены, а явно намекало на 35-метровую статую тирана, возвышавшуюся неподалеку и носившую название Колосс Нерона. Слово «колизей» же, в переводе с латинского, означает «колоссальный».

Если сегодня мы можем наблюдать, лишь немногие из сохранившихся деталей Колизея – арену, трехъярусную постройку с остатками скамеек, арки, в давние времена все было куда помпезней.

Как и в наши дни, это была громадная постройка эллиптической формы. В ее центре располагалась большая арена, окольцованная местами для зрителей. Первый ряд предназначался для императора и его приближенных. Место императора – подий – было несколько выше остальных, чтобы подчеркнуть значимость особы.

Остальные места в первом ряду отводились сенаторам, жрецам, весталкам и другим высокопоставленным особам. Чтобы обезопасить их от непредвиденных ситуаций на арене, первый ряд отделялся парапетом. На следующих рядах сидели аристократы и прочая знать.

Последний ряд мраморных скамеек занимали представители среднего сословия.

Дальние ряды предназначались для «простых смертных», о чем свидетельствовал и материал, из которого были сделаны скамьи – дерево.

С самых отдаленных мест за происходящим наблюдали плебеи и женщины, замыкали список иностранцы и рабы, которым также дозволялось присутствовать на таких мероприятиях. Подняться к нужным местам можно было по 76 лестницам.

Для постройки стен будущего памятника архитектуры использовался травертиновый мрамор. Каменные блоки соединялись огромными связями из стали, которые очень пригодились в средние века – эпоху «стального дефицита», а потому до сегодняшнего дня не дожили.

Для внутреннего убранства применяли кирпич, туф, дерево, мрамор и другие материалы.

Если смотреть на Колизей снаружи – увидите перед собой три яруса арок, изначально в каждой из которых стояли статуи. Между арками установлены полуколонны различных стилей – коринфского, ионического и тосканского. Четвертый ярус построен в виде стены с пилястрами и прямоугольными окнами.

Входом в Колизей служило четверо трехарочных ворот – двое для императора, и двое для прочих нужд. Сами зрители попадали в Колизей через арки нижнего яруса.

Чтобы защитить зрителей от жары и дождей, на время представлений над Колизеем натягивали огромный тент. Это была целая система, хитроумная и сложная, для приведения ее в действие нанимали целую команду матросов, которые и отвечали за своеобразную крышу.

Под ареной находились клетки со зверями, склады для декораций, оружия и инвентаря, помещения для гладиаторов, а также множественные подъемные механизмы, обеспечивающие появление на арене людей и животных, словно, из-под земли.

В былые времена Колизей олицетворял собой величие и могущество Рима, сегодня это не только символ города, но и, пожалуй, всей Италии.

Образ Колизея часто используется в фильмах, музыкальных клипах, рекламных роликах и плакатах.

За долгие века и даже тысячелетия существования, на долю главного римского сокровища выпало немало испытаний. Он пережил череду землетрясений, пожаров, варварских нападок, и грабежей даже от рук самих римлян.

За это же время Колизей успел побывать феодальным замком, религиозным центром с церковью, построенной прямо на арене, каменоломней, и лишь в 19 веке правители опомнились и взялись за охрану и восстановление этого чуда древних строителей.

Leave a Reply

Copyright © 2024 Итальянские каникулы.