Холм Квиринал

.
Холм Квиринал, самый высокий из семи холмов Рима

Холм Квиринал, самый высокий из семи холмов Рима

На этот холм стоит взобраться хотя бы ради вида, который с него открывается. Живописнейшая панорама города, выдающая едва ли не все интересные уголки Рима, потому что Квиринал (Collis Quirinalis) – самый высокий из семи знаменитых римских холмов.

Название свое он получил от сабинского божества – воинственного Квирина, чей храм долгое время располагался на холме.

Никто не знает как повернулась бы судьба Квиринала, если бы в один прекрасный день Ромул не заключил перемирия с царем Титом Тацием – главой сабинского племени, с которым до этого у римлян периодически случались междоусобицы и войны. В результате, холм вместе с его жителями вошел в состав римских владений.

Квиринал облюбовали патриции, начавшие строить там жилища, затем, холм перешел под религиозное знамя, ввиду того, что приглянулся церковной элите.

Многие из «коренных» архитектурных обитателей Квиринала достались современной Италии в довольно приличном виде, и после серии реконструкций отлично передают особенности культуры и настроение древних эпох. Выявить главные вехи в развитии итальянского «каменного искусства» можно по зданиям, расположенным на холме Квиринале и на одноименной площади.

Площадь Квиринале традиционно занимают дворцы. Первый из них – Дворец Квиринале изначально предназначался папам в качестве летних покоев. Начало его строительства датировано 1570 годом. За продолжительное время работ в облик здания успели внести свой вклад такие гении архитектуры как Фуга, Фонтана, Бернини и другие.

К примеру, проект главного портала дворца принадлежит знаменитому Карло Модерно. Украшают его статуи апостолов Петра и Павла. Приятным дизайном внутреннего двора Дворец Квиринале обязан Доменико Фонтана. Фасад здания выполнен в достаточно простом стиле, без использования украшений. Зато дворцовая лестница декорирована фресками.

Внутри Дворца Квиринале главенствует стиль барокко. Королевский зал вызывает восхищение благодаря фрескам, изображающим сцены из Ветхого Завета. Не менее примечательна Часовня Паулины, которая во многом копирует Сикстинскую Капеллу.

В настоящее время Дворец Квиринале занимает президент Италии, поэтому попасть в него и воочию увидеть все достоинства, мягко говоря, довольно-таки непросто.

Другое здание – Дворец Консульта в данный момент занимает Конституционный суд.

В центре площади Квиринале высится обелиск, словно охраняемый статуями Диоскуров.

Скульпторы, сотворившие исполинов, до сих пор остаются неизвестными и вызывают множество споров, как и прототипы для статуй. По одному из мнений – это Александр Македонский с отцом Филиппом.

Поскольку Квиринале – холм, исторически тесно связанный с религией, вполне логично, что на его просторах прижилась целая армада церквей. Первая из них – титулярная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, выстроенная в честь апостола Андрея. Больше столетия она считалась дворцовой церковью. Внутренне убранство выдержано в светлой цветовой гамме с использованием белого, розового и золотого цветов. Овальная форма здания значительно сокращает путь от входа к алтарю. Богатые украшения, изысканный декор – все это заслуживает подробного осмотра.

Другой объект католичества, базирующийся на Квиринале – церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане. Необычное архитектурное решение принадлежит Франческо Борромини – любителю экспериментов и неожиданных форм. Церковь строилась на протяжении почти сорока лет. Углы здания срезаны и украшены скульптурами и четырьмя фонтанами. Церковь представляет собой овальную постройку с двумя капеллами по бокам. Одна из них кстати, предназначалась под захоронение самого Борромини, но случай распорядился иначе. Внутри церкви преобладает белый цвет.

Апогеем архитектурного барокко считается церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Небольшие размеры церкви и внешнюю скромность многократно компенсирует роскошный внутренний декор. Славу этой церквушке принесла мраморная алтарная группа под названием «Экстаз Святой Терезы» работы Бернини.

Сюжетом скульптуры послужил сон католической монахини, позже причисленной к лику святых, в котором ангел пронзает сердце женщины золотой стрелой, после чего она испытывает «сладостные муки». Скульптуры выполнены из белого и цветного каррарского мрамора – Святая Тереза, лежащая на облаках в состоянии душевного апофеоза и ангел с золотой стрелой.

С таким прочтением скульптуры согласны отнюдь не все. По мнению отдельных специалистов, Святая испытывает отнюдь не благочестивое наслаждение, а сильнейший оргазм. Такие выводы ученые сделали на основании письма самой Терезы, где она в красках живописует свое ночное видение, якобы этот рассказ уж очень напоминает описание совокупления. Впрочем, каждый имеет право на свое мнение.

Напротив, расположена еще одна церковь – Санта-Сусанна, пользующаяся славой дебюта барокко в архитектуре.

На Квиринале можно увидеть еще не одну церковь, выстроенную по проектам лучших архитекторов и украшенную в лучших итальянских традициях. Это и Сан-Марчелло-аль-Корсо, и Сант-Агата-деи-Готи, и Санти-Апостоли, и рассказывать о каждой из них можно очень долго. Но не лучше ли увидеть все своими глазами?

Leave a Reply

Copyright © 2024 Итальянские каникулы.